Перевод с английского языка и адаптация — Бюро переводов iTrex
Новые данные: как билингвизм формирует мозг ребенка
Согласно исследованиям, проведенным Институтом исследований мозга и обучения при Университете Вашингтона, постоянное переключение между двумя языками действует как умственная гимнастика. Это укрепляет когнитивные способности ребенка и делает мышление более гибким. По словам профессора Патрисии Куль, билингвизм помогает детям понимать, что каждое явление может быть описано по-разному, что стимулирует их мозг к активному развитию.
Новое понимание когнитивных преимуществ:
- Лучшее развитие рабочей памяти. У билингвальных детей наблюдается улучшение способности запоминать и использовать информацию, что способствует успехам как в учебе, так и в социальной жизни.
- Гибкость мышления. Способность переключаться между языками тесно связана с умением решать сложные задачи и находить креативные решения.
- Эмоциональный интеллект. Исследования показывают, что билингвальные дети легче воспринимают точки зрения других людей и лучше понимают эмоции, что способствует их социальной адаптации.
Постоянное переключение между двумя языками является своеобразной умственной гимнастикой для ребенка, что позволяет укреплять когнитивную способность и одновременно делать ее более гибкой. Соавтор исследования, Патрисия Куль, рассказала изданию Science Daily следующее:
«Мозг билингва представляет собой невероятно интересный предмет исследования, так как отражает способность человека к гибкому мышлению. Билингвальные дети познают, что у имеющихся предметов и происходящих событий есть два названия, и легко переключаются с одного на другое, что является превосходным упражнением для мозга».
В возрасте около восьми-девяти месяцев монолингвальные дети теряют способность к различению звуков, отсутствующих в их родном языке. Именно поэтому люди, выросшие в азиатских странах и выучившие английский язык уже во взрослом возрасте, часто заменяют звук «л» на «р»: звук «л» в их языке отсутствует, поэтому им в буквальном смысле приходится перепрограммировать свой мозг, чтобы научиться воспринимать на слух это различие.
Когда мозг пытается найти отличие между двумя согласными звуками, происходит то, что обычно называется «реакцией на несоответствие». В ходе исследования детям надевали энцефалографический шлем, измеряющий реакцию мозга на контрастные звуки из различных языков. В возрасте около шести месяцев дети из семей, говорящих только на английском языке, были способны слышать различия в контрастных звуках как английского, так и испанского языков, однако к десяти-двенадцати месяцам их мозг реагировал лишь на контрастные звуки английского языка.
Однако с билингвальными детьми дело обстояло совершенно наоборот. В возрасте шести-десяти месяцев они не различали контрастные звуки ни в одном из языков. Однако в возрасте десяти-двенадцати месяцев, когда монолингвальные дети утрачивали способность улавливать различия в контрастных звуках испанского языка, билингвальные дети были способны слышать их в обоих. Помимо этого, чем сильнее «реакция на несоответствие» проявлялась у ребенка в возрасте десяти-двенадцати месяцев, тем больше слов из каждого языка он был способен выучить к пятнадцати месяцам.
Из этого вывод ученых на заметку родителям: воспитание детей в атмосфере билингвизма в буквальном смысле изменяет систему работы из мозга и позволяет им в дальнейшем успешно овладеть обоими языками.
Технологии и билингвизм: новые возможности
Современные технологии предлагают уникальные возможности для родителей, желающих вырастить билингвальных детей:
- Приложения для двуязычного обучения. Программы, такие как Lingokids или Mondly Kids, адаптируются под возраст ребенка и позволяют изучать два языка в игровой форме.
- Голосовые помощники. AI-технологии, включая Alexa и Google Assistant, теперь могут работать на двух языках одновременно, что помогает ребенку практиковать переключение между ними.
- Виртуальные языковые сообщества. Родители могут подключать детей к онлайн-группам, где они могут общаться с носителями языка через видеозвонки и интерактивные игры.
Первая версия этой статьи опубликована 1 декабря, 2011 @ 00:00