В прошлый раз мы в iTrex рассказывали про начало формирования концепции английского дома.
В этой части – чуть подробнее про устройство дома, про то, как поменялся домашний «микрокосмос» и немного про потребительский бум эпохи Георгов.
Суровые времена Тюдоров, «смутного времени», войн и Реставрации отошли в прошлое.
Также в прошлое ушла мода на мрачные стеновые панели из темного дерева, простые каменные полы, непритязательность дизайна.
Типичные интерьеры 16-17 вв. — простота, грубая фактура, минимум «украшательств».
Ярких красок, да и вообще красок, в интерьере мало, даже зажиточные люди обставляют и декорируют помещания довольно скромно. Предпочтение отдается надежности, долговечности и «солидности».
Зажиточные англичане во времена Тюдоров строят двухэтажные дома, нижняя часть при этом — хозяйственная.
Каменные полы и панели из темного дерева на стенах, массивные сундуки для хранения утвари — отличительные особенности интерьеров.
И вот 18 век «дарит» англичанам новую великую «национальную идею», которая уже три века определяет британский характер и британскую сущность.
Культ дома.
Когда дом — не просто очаг или «тихая гавань», это мерило достатка, показатель социального класса, основная статья расходов, гордость и способ самовыражения англичан.
От аристократов до мелких торговцев — британцы стремились не только приобрести свой собственный дом, но и максимально выразить себя в интерьере. Модные светские дамы стали отдавать предпочтение свету и легкости, как в обстановке, так и декоре.
Длинные галереи украшают семейными портретами, вообще, в 18 веке начинается бум на портретную живопись, а стены парадных комнат превращаются в своего рода Инстаграм эпохи Георгов.
Так, например, был такой владелец усадьбы Hanbury Hall по имени Боуотер, почти разоривший свое имение. Знаменит пристрастием к портретам и назаказывал своих портретов чуть ли не 70, кажется, штук, — с ружьями, собачками, лошадками и прочим.
«Старое дворянство» и нувориши заказывают проекты будущих домов у архитекторов, а мебель и утварь — по многочисленным каталогам.1 из 3
Ни одна деталь не ускользает из поля зрения, будь то замысловатые вазы…
О, это сладкое чувство обладания, с каким нынешний покупатель прижимает к сердцу новенькую икеевскую полочку или набор мисочек оттуда же!
Абсолютно с тем же чувством предвкушения английские леди 18 века разворачивали каталоги, сгорая от нетерпения: можно было заказать обои, шелковую обивку, резные стулья и столовое серебро.
18 век в Англии — это еще и время активного развития среднего класса.
Врачи, юристы, разнообразные торговцы и предприниматели энергично пробиваются «наверх», стремятся утвердиться в обществе.
Ничто не говорит о статусе и богатстве лучше, чем роскошь домов обладателей «новых денег».
В эпоху Георгов также меняется концепция «ведения хозяйства»: все больше домов начинают представлять собой маленькие империи, во главе которых — энергичные дамы-владелицы.
Особая тонкость домашней науки — подбор прислуги и взаимоотношения с ней.
В течение 18 века формируются основные «нормы», которых придерживаются и в последующие викторианскую и эдвардианскую эпохи.
Прислугу крайне редко набирали из местного населения. Для любого богатого дома, а тем более — поместья, было типично приглашать персонал из-за границы или отдаленных графств.
Причина предельно проста — таким образом хозяевам удавалось частично обезопасить себя от слухов и сплетен «челяди».
Повар из Франции, горничная миледи — из Германии, дворецкий-управляющий — из Шотландии — вот «география» обслуживающего персонала.
Теккерей в «Ярмарке Тщеславия» писал про «кухонную инквизицию»: «...как ужасен этот суд прислуги! На званом вечере вы видите в роскошной зале женщину, окруженную преданными обожателями, она бросает кругом сияющие взгляды, она превосходно одета, завита, подрумянена, она улыбается и счастлива. Но вот к ней почтительно подходит Разоблачение в виде огромного человека в пудреном парике, с толстыми икрами, разносящего мороженое гостям, а за ним следует Клевета (столь же непреложная, как Истина) в виде неуклюжего молодца, разносящего вафли и бисквиты. Мадам, ваша тайна сегодня же вечером станет предметом пересудов этих людей в их излюбленных трактирах! Джеймс и Чарльз, посиживая за оловянными кружками и с трубками в зубах, поделятся сведениями о вас. Многим на Ярмарке Тщеславия следовало бы завести немых слуг, немых и не умеющих писать!«
Помимо повара, нередко приглашенного из-за границы, на кухне трудятся несколько помощниц.
На самом низшем уровне — scullery maid, выполнявшая наиболее грязную работу.
У дворецкого и экономки были не только отдельные спальни, но даже небольшие гостиные или sitting rooms — хозяева старались обеспечить прислуге как можно более комфортное проживание.
Про дворецкого, его обязанности, выплату зарплат и пенсий слугам — в следующей части! 😉
Кто дочитал — тот молодец!
Автор: Юлия Кузина
Если вам интересна эта тема, пишите комментарии и задавайте ваши вопросы.
Лайки и репосты всегда приветствуются! Вам полезно, нам приятно. 🙂
А если вам нужен письменный или устный перевод любой тематики и на любой язык, обязательно пишите нам на info@itrex.ru!