Заключительная часть перевода статьи о влиянии изучения иностранных языков на когнитивные способности. Результаты исследования.
Первая часть
Вторая часть
Возрастной период изучения языка
При изучении языка в юношеские годы значительные позитивные тенденции прослеживаются в тестах на общие умственные способности и чтение. При изучении языка в пожилом возрасте значительные позитивные тенденции обнаружены в тестах на общие умственные способности, скорость обработки информации и чтение.
Количество языков
Обнаружены значительные позитивные тенденции билингвизма с тестами на чтение и мультилингвизма с общими умственными способностями, чтением и беглостью речи.
Частота использования
При пассивном билингвизме (язык использовался не очень активно в последние пять лет), основные тенденции обнаружены в тестах на общие умственные способности, чтение и беглость речи. При активном билингвизме (язык использовался в последние пять лет), основное влияние прослеживается в тестах на общие умственные способности и чтение.
В то же время в активной группе (тест Мори Хауса) наблюдались значительные взаимосвязи между умственными способностями в детстве и в возрасте 73 лет – существенное влияние билингвизма обнаружилось только в случае низких умственных способностей в детстве.
Рассматривались типы билингвизма, при этом были обнаружены различные результаты при раннем и позднем изучении языка в зависимости от умственных способностей в детстве. В общем и целом, люди с высокими умственными способностями извлекают больше пользы из раннего изучения языка, а участники с низкими умственными способностями – из позднего, но отрицательный результат ни в одной группе не наблюдается.
Владение тремя и более языками оказывает большее влияние, чем владение двумя языками. Между активными и пассивными билингвами большой разницы не выявлено, что, по мнению исследователей, объясняется низкой частотой использования иностранного языка даже активными билингвами.
Как исследователи интерпретировали результаты?
Исследователи пришли к выводу, что результаты говорят о положительном влиянии билингвизма на когнитивные способности. Это позитивное воздействие не зависит от умственных способностей в детстве, и затрагивает и тех, кто изучил иностранный язык, будучи взрослым.
При обсуждении результатов исследования в СМИ ведущий научный сотрудник доктор Томас Бак сообщил следующее: «Полученные результаты обладают большим практическим потенциалом. Миллионы людей по всему миру изучают иностранные языки в поздний период жизни. Наше исследование показывает, что даже в позднем периоде жизни изучение иностранного языка может оказать положительное влияние на стареющий мозг».
Заключение
В целом, данное исследование предполагает наличие взаимосвязей между работой когнитивных функций в пожилом возрасте и изучением иностранного языка/языков.
Преимущество данного исследования заключается в соотнесении результатов с умственными способностями в детстве, что не учитывалось другими исследованиями.
Тем не менее, существуют важные ограничения:
- Билингвизм оценивался с использованием опросного листа, а не теста на владение языком, что могло повлиять на точность результатов. Возможно, некоторые испытуемые преувеличивали свои знания иностранных языков.
- Исследователи сопоставляли результаты с детскими умственными способностями в 11 лет, что не полностью отражает общие когнитивные способности и уровень образования человека во взрослой жизни. Также, несмотря на то, что были приняты в расчёт возраст при тестировании, пол и социальный статус, могли присутствовать наследственные факторы, состояние здоровья и стиль жизни, усложняющие оценку прямого и независимого эффекта изучения иностранных языков на когнитивные способности.
- Исследователи сообщают, что возрастная когорта была однородной, поэтому полученные результаты не могут быть распространены на другую группу людей (например, людей, переехавших в другую страну). Помимо этого, исследование было проведено с небольшой группой людей из Эдинбурга, следовательно, необходимо с осторожностью переносить результаты на другие группы.
- Исследование не учитывало возможное наличие нарушений когнитивных функций или старческого слабоумия, поэтому нельзя сказать, предотвращает ли билингвизм развитие подобных состояний.
Предположение о том, что активная работа мозга предотвращает деменцию, не противоречит здравому смыслу, но не имеет достаточно доказательств. Изучение различных тренировок мышления даёт противоречивые результаты.
Тем не менее, существуют доказательства того, что активная нагрузка на мозг – изучение языков, новых кулинарных рецептов или поход в музей –помогает поддерживать психическое здоровье.
Оригинал статьи: http://www.nhs.uk/news/2014/06June/Pages/Learning-second-language-slows-brain-ageing.aspx
Перевод выполнен специалистами бюро переводов iTrex. Разрешается свободное использование данной информации в некоммерческих целях.
Другие интересные статьи и инфографики: