Факты подтверждают: тщательное обдумывание решений и грамотное руководство способны полностью изменить состояние дел.
Это может показаться странным, но, несмотря на то, что компания является основной единицей экономики, ее внутренние дела никогда особо не интересовали экономистов. Безусловно, специалисты анализировали причины существования компаний, их «рождения и смерти» (так называемая «динамика развития фирмы»). Но внутренние процессы компании по большей части остаются скрытыми от посторонних взглядов. Экономическое сообщество обошло стороной будни делового мира, вопросы управления, мотивирования, расстановки приоритетов, работы с заинтересованными сторонами, разрешения конфликтов и управления производительностью труда.
Вот почему публикация потрясающе интересного анализа о практической пользе грамотного управления компанией вызвала такую бурную реакцию. Наконец-то! Работа называется «Так ли важно руководство? Примеры из Индии» («Does management matter? Evidence from India» — поищите эту статью в Google). Авторы утверждают, что их исследование – «первая экспериментальная оценка важности управленческой политики в крупных компаниях». В конце отчета есть несколько фотографий завода: это и есть отправная точка «путешествия». Исследование интересно еще и тем, что раскрывает читателю глаза на экономику Индии в целом.
Краткое содержание: в двух группах примерно одинаковых по размеру индийских текстильных фабрик проводился эксперимент. В одной из них при поддержке компании Accenture был проведен курс обучения современным методам управления (бесплатно для фабрик), а в другой – провели диагностику, но обучение не предоставили. После этого сравнили работу фабрик. И что же? Фирмы, руководители которых прошли курс обучения, смогли увеличить производительность на более чем 10%, прибыль – на 17%, снизить материально-производственные запасы на 16%, а количество брака – почти на треть. Как мы видим, совершенствование методов управления действительно имеет большое значение.
Естественно, может возникнуть вопрос: «кому есть дело до каких-то дышащих на ладан фабрик в Индии?» Вы не хотите извлечь из этого урок для своей компании? В этом случае вы совершаете большую ошибку.
Так почему же опыт индийских компаний так интересен для нас, западных управленцев?
Во-первых, потому что ранее управление данными компаниями осуществлялось по западным стандартам и оставляло желать лучшего. Речь идет о далеко не маленьких компаниях, которым приходилось работать в жестких рыночных условиях. Средний годовой объем продаж составлял $7,5 миллионов, в каждой из компаний работало около 275 сотрудников, активы оценивались в $13 миллионов, и многие из этих компаний работали на экспорт. Короче говоря, компании эти были крупнее и имели больше опыта, чем многие наши компании. Наверняка принципы их работы можно с легкостью применить и к любой другой фирме, работающей в любой другой стране.
Во-вторых, как мне кажется, можно оценить результаты внедрения усовершенствованных методов управления, но они не позволяют получить полное представление о том, сколько новых возможностей открывает использование передового опыта. Причина в следующем: пройденный компаниями курс обучения был неполным и затрагивал, в основном, эффективность производства, то есть «другие методы управления в таких областях, как финансы, стратегии, маркетинг и снабжение» не были рассмотрены.
В-третьих, фирмы внедряли предложенные методы с разной скоростью, что позволило исследователям выявить факторы, препятствующие внесению изменений в управление предприятием. Это интересно для всех. Были выявлены следующие причины (приведены в порядке убывания важности): прежде всего, компании не знали о существовании продвинутых методов управления. Во-вторых, в процессе обучения они не верили, что эти методы будут работать или окупятся; в-третьих, после демонстрации эффективной работы методов (например, после предварительных испытаний), руководители медлили с их внедрением; директора заводов постоянно задавались вопросом, какую выгоду смогут получить лично они. Вам это ничего не напоминает? А у вас в компании по-другому?
В-четвертых, эта работа демонстрирует силу чистого знания. Фактическая стоимость внедрения многих методов была мизерной: небольшие поощрительные подарки сотрудникам или настенные доски, чтобы вести учет результатов обсуждения. На самом деле, участникам даже не пришлось платить за получение эксклюзивных консультаций по вопросам управления (которые на самом деле оплатил банк «Стэнфорд» и «Всемирный Банк», а некоторые из них были бесплатно предоставлены компанией Accenture). Но даже если бы индийским компаниям пришлось самостоятельно оплатить консультации, новые знания бы окупились чрезвычайно быстро. В этом выпуске Unlimited большое количество статей посвящено «тщательному обдумыванию решений»: более яркого и убедительного примера, чем история индийских компаний, трудно представить. Он иллюстрирует силу грамотного осмысленного подхода, результатом которого стал существенный рост производительности компании без привлечения физических инвестиций и найма новых кадров.
Как же хочется порой отмахнуться от всех этих новомодных управленческих затей! Вчера все кричали о TQM (глобальном управлении качеством), сегодня новая фишка — концепция тройного критерия, а завтра – кто знает, что еще придумают? Легко быть скептиком, когда речь идет о такой нестабильной стороне бизнеса, как «идеи». Куда как проще уделять внимание более конкретным вещам – постройке нового здания или организации финансирования. У нас в Новой Зеландии около двух третьих прироста ВВП происходит за счет увеличения рабочей силы и затрат капитала, то есть крупных инвестиций в оборудование и увеличение найма сотрудников. Но прирост оставшейся части происходит благодаря менее осязаемым вещам: это то, чем мы занимаемся, когда не проводим собеседования и не листаем каталоги оборудования.
И что бы кто ни говорил: обдумывание решений и грамотное руководство работают!
Оригинал статьи на вебархиве.
Текст переведён с английского в рамках проекта перевода бизнес-материалов от зарубежных практиков.
Автор проекта – Бюро переводов iTrex.