You are currently viewing Трудно выучить новый язык? — Виноват мозг

Трудно выучить новый язык? — Виноват мозг

И снова про изучение языков. В этот раз никакой интриги: ученые снова исследовали мозг и выяснили, что чтобы выучить язык, нужно просто не сдаваться и учить язык. Не ново. Но если вам нужна мотивация для себя или аргумент для своего ребенка, то пожалуйста — обоснование от ученых…

Мозг невероятно динамичен. Он постоянно перестраивается и совершенствуется, жонглируя миллионами поступающих сигналов. Однако, по мнению ученых, именно эта адаптивность, которая помогает нам сохранять ясность мышления, и затрудняет изучение новых языков взрослыми людьми.

Активность мозга можно разделить на две категории — поддержание пластичности и сохранение стабильность. Пластичность относится к способности мозга изменяться. Получая новую информацию, мы формируем новые связи между нейронами. Стабильность, напротив, позволяет мозгу удерживать то, чему мы уже научились, чтобы эти связи сохранялись. У детей младшего возраста высокий уровень нейропластичности. Формирование новых нейронных связей для них особенно полезно, поскольку им необходимо усваивать тонны новой информации и определять, что из нее достаточно важно, чтобы закреплять ее в виде знаний и навыков. Но с возрастом способность мозга создавать новые связи естественным образом снижается. Нейропластичность уменьшается.

“Мозг смещает приоритет в сторону стабильности, — объясняет Мэтт Леонард, доцент кафедры неврологической хирургии Калифорнийского университета в Сан-Франциско. — Мы преимущественно стремимся сохранить то важное, на изучение чего мы потратили последние десять лет или больше”.

Мэтт Леонард, доцент кафедры неврологической хирургии
Калифорнийского университета в Сан-Франциско, рассматривает данные электрокортикальных записей, сделанные во время работы с пациентами с эпилепсией.  Сьюзан Меррелл

Как следует из недавнего исследования, опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences, при изучении нового языка люди полагаются на пластичность мозга. Именно поэтому дети часто могут выучить несколько языков без особых усилий, в то время как взрослые нередко с трудом осиливают несколько уроков Duolingo.

Чтобы понять, как мозг может воспринимать иностранную лексику, нейробиологи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско наблюдали за мозговой активностью 10 англоговорящих пациентов с эпилепсией, пока те изучали китайский язык. В связи с их состоянием, у этих добровольцев к мозгу уже были подключены электроды, и они согласились участвовать в проекте, предоставив исследователям уникальную возможность непосредственно изучать человеческий мозг в процессе обучения.

Завершив анализ данных мозга испытуемых, Леонард и его коллеги обнаружили, что во время процесса обучения были активны разветвлённые отростки нейронов (дендриты) в области мозга, отвечающей за речевые функции. Это означает, что некоторые нейроны не участвовали в процессе. “Существуют различные группы нейронов, некоторые из которых, похоже, действительно готовы меняться в процессе обучения, а другие более устойчивы”, — говорит Леонард. Он отмечает, что команда выбрала китайский язык в качестве “нового” языка для обучаемых, потому что его звучание сильно контрастирует с английским языком, что делает его более сложным для изучения носителями английского, поскольку требует от них формирования огромного количества новых нейронных связей.

Наш мозг с большей вероятностью улавливает знакомые звуки — и в этом еще одна причина, по которой окружение себя звуками изучаемого языка часто оказывается более эффективным, чем формальные уроки. Все это связано с обучением нашего мозга распознавать закономерности и задействовать нейроны.

“Лучший способ выучить новый язык и для детей, и для взрослых — это погрузиться в него, — говорит Леонард. — Важно как можно больше находиться рядом с носителями языка”. Он также подчеркивает, что во время любого процесса обучения будут как подъемы, так и спады. Было установлено, что данные о мозговой активности испытуемых указывают на значительный разброс в успешности обучения.

“Возможны периоды, когда нейроны стабильности словно работают на полную. Они как бы говорят: “Слушай, нам нужно замедлиться и не менять все слишком быстро прямо сейчас”, — объясняет Леонард. — Но когда дела идут тяжело, главное — сохранять мотивацию. И даже если через несколько месяцев изучения французского единственное слово, которое мы можем произнести с уверенностью, — это “бонжур”, нам нужно продолжать заниматься. Если, находясь в процессе обучения, вы начинаете чувствовать, что ничего не понимаете, и теряете фокус, а ваша мотивация падает, то вы не сможете добиться хороших результатов”.

(По материалам СNet.com)

Добавить комментарий