Многие из нас слушают музыку во время работы, полагая, что она поможет сконцентрироваться на задаче. Но так ли это? Недавние исследования доказали, что музыка может способствовать более качественному осуществлению творческих задач, но её влияние на другие сферы деятельности не однозначно.
Предположение о том, что слушать музыку во время работы полезно, берет свои корни в так называемом «эффекте Моцарта», который активно освещался в СМИ в 90-е гг. Согласно теории, классическая музыка Моцарта оказывает положительное влияние на активизацию головного мозга и на повышение интеллекта. Открытие привлекло столько внимания, что было предложено раздавать будущим родителям бесплатные кассеты и диски с музыкой Моцарта.
Но последующие исследования доказали, что не только музыка Моцарта создает такой эффект – наблюдались «эффекты Шуберта», «эффект Blur», и даже «эффект Стивена Кинга» (его аудиокнига, судя по всему). А музыканты такого эффекта могли достичь, только представив играющую музыку – не было необходимости даже слушать её. Появилась новая теория, объясняющая, что эффект обусловлен не музыкой, а настроением, которое она создает. Поэтому возник «эффект настроения и возбуждения».
Но, к сожалению, ситуации, в которых исследовалось большинство эффектов настроения и возбуждения, не очень реалистичны. Вряд ли кто-нибудь из нас сначала сидит и слушает музыку, а затем в тишине начинает заниматься работой. Скорее всего, мы работаем, слушая на фоне любимые песни.
Влияние звука на производительность исследуется уже более сорока лет. Оно наблюдается посредством явления, называемого «неуместный звуковой эффект». Этот эффект показывает, что работоспособность ухудшается, когда работа выполняется под фоновый, не относящийся к делу звук, по сравнению с выполнением задачи в тишине.
Для изучения влияния неуместного звука участникам эксперимента предлагалось выполнить простую задачу – воспроизвести набор цифр или букв в определенном порядке – что-то вроде попытки запомнить номер телефона, когда нет возможности его записать. В целом, все люди справляются с этой задачей, повторяя цифры или буквы громко или про себя. Но сложность заключается в попытке параллельно игнорировать посторонние звуки.
Для исследования неуместного звукового эффекта использовались две основные характеристики. Во-первых, все поставленные задачи требовали запоминание информации, а во-вторых, звук должен был меняться – например, такие звуки как «н, р, п» сменялись звуками «с, с, с». В тех случаях, когда звук не слишком менялся, результат выполнения задания был похожим на результат работы в тишине. При этом не имело значения, нравится человеку музыка или нет. Незначительный звуковой эффект возникает при попытке одновременно обработать два потока информации – один из непосредственно выполняемой работы, а второй – из постороннего звука. К сожалению, для успешного выполнения задачи последовательного воспроизведения требуется обрабатывать только информацию, поступающую из работы, а усилия, затрачиваемые на то, чтобы обработать звуки музыки, только препятствуют её выполнению.
Подобное затруднение также наблюдается при чтении, сопровождаемом музыкой со словами. В этом случае слова песни и слова книги «мешают» друг другу. Как результат – более низкий уровень производительности и работоспособности.
Таким образом, получается, что музыка поможет максимизировать производительность труда в случае, если вы занимаетесь творческой деятельностью. Если же задача требует запоминания информации, такую работу лучше делать в тишине. Любая другая задача, требующая понимания прочитанного, может сопровождаться спокойной инструментальной музыкой, и желательно, без слов.
По материалам статьи: https://www.popsci.com/music-and-concentration
Читайте также:
Как ваши языковые навыки помогут найти работу мечты